Публикации Арт Фанатки

Заберет ли искусственный интеллект работу у художника?

В начале декабря я читала лекцию о феномене NFT для ЦСК «Нулевая комната» в Самаре. После лекции мне задали вопрос, опасен ли ИИ для художников, иллюстраторов и дизайнеров? «Художники несчастливы» — прогремела газета New York Times в заголовке от 2 сентября после того, как фотография, созданная с помощью ИИ, получила художественную премию (в Колорадо), а в последующей статье цитировалось высказывание одного художников: «Эта штука хочет получить наши рабочие места».



И все же перспектива того, что люди откажутся от работы живых людей в пользу машины, в ближайшие лет сто, мне кажется, иллюзией.



Вместо того чтобы сводить ИИ или любую новую технологию к спорам о добре и зле, художники должны развиваться и использовать этот инструмент в своей работе, как любую кисть или холст. Ведь никто не говорит, что диджитал художники, использующие графический планшет заменят художников, использующих холст и краски. Так почему же компьютер, под руководством художника или программиста вдруг заменит ручной труд?



С исторической точки зрения новые технологии часто встречают ожесточенное сопротивление и даже протесты со стороны заинтересованных групп. Когда электричество впервые попало в крупные американские города в конце 19-го века, эклектические токи были описаны в ведущих газетах как «необузданные демоны», способствуя мании, которую историки окрестили «паникой электрических проводов». Критики также рассматривали уличные фонари как механизмы наблюдения, слежки.



С появлением телевидения ведущие сначала стояли перед камерами и читали новости, как если бы это был формат радио. Маршалл Маклюэн написал об этой традиции в своей книге 1964 года «Понимание медиа», в которой теоретик придумал известную фразу: «Средство — это сообщение». Любые материалы или медиа — это инструмент в руках художника. Идея же у художника в голове. И только ему решать, с помощью каких материалов он или она эту идею воплотит визуально.



Как и в любой новой технологии, в ИИ есть хорошие и плохие стороны. Но то, как технология будет развиваться и формировать среду, будет определяться людьми. Вместо того чтобы катастрофизировать и сопротивляться течениям современности, художники должны расширять свои возможности, используя этот уникальный инструмент для формирования новых визуальных форм.



А если вам все еще комфортно работать кистью на холсте, то поверьте, спрос на ваши произведения никуда не исчезнет.

E-mail публикации